Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

тиллих пауль

Энциклопедический словарь

Ти́ллих Пауль (Tillich) (1886-1965), немецко-американский протестантский богослов и философ, представитель диалектической теологии. В отличие от К. Барта и др., стремился к созданию универсальной «теологии культуры», примирению разума и откровения; в противовес Р. Бультману, видел в символах (мифах) «естественный язык» религии, не подлежащий замене. В 20-х гг. лидер движения христианского социализма в Германии, после 1933 в США.

* * *

ТИЛЛИХ Пауль - ТИ́ЛЛИХ (Tillich) Пауль (1886-1965), немецко-американский протестантский теолог и философ, представитель диалектической теологии (см. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ) . В отличие от К. Барта (см. БАРТ Карл) и др. стремился к созданию универсальной «теологии культуры», примирению разума и откровения. В 1920-х гг. лидер движения христианского социализма (см. ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ) в Германии, после 1933 в США.

Энциклопедия Кольера

ТИЛЛИХ Пауль (Tillich, Paul Johannes)

(1886-1965), немецко-американский теолог, родился 20 августа 1886 в Штарцедделе (Германия) в семье лютеранского пастора. Учился в университетах Берлина, Тюбингена, Галле и Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), в 1912 стал пастором евангелической лютеранской церкви Бранденбурга. Во время Первой мировой войны Тиллих служил в армии капелланом. После войны преподавал в университетах Берлина (1919-1924) и Марбурга (1925), в Высшем техническом училище Дрездена (1925-1929) и Франкфуртском университете (1929-1933). Из-за своих политических взглядов был уволен из Франкфуртского университета сразу же после возвышения Гитлера. С 1933 по 1955 был профессором систематической теологии и философии религии в Объединенной теологической семинарии в Нью-Йорке. Позднее преподавал в Гарвардском университете (1955-1962). Умер Тиллих в Чикаго 22 октября 1965. Божественный порядок Вселенной, считал Тиллих, настолько абсолютен и безусловен, что мы никогда не сможем постичь его, исходя из наших собственных возможностей. Вместе с тем вера, которую Тиллих определял как "предельную захваченность тем, что нас касается безусловно", не только естественна для человека, но вообще является основой человеческого существования. Тиллих считает знаменательным, что современный человек охвачен тревогой, связанной прежде всего с виной, смертью и неосмысленностью существования. Бог дарует человеку "новое бытие", благодаря которому человек может смотреть смерти в лицо и не бояться конца. Как чадо Бога он участвует в осмысленном порядке, который Бог придал своему творению. Этот порядок может только ощущаться, а выражаться - лишь посредством символов. Там, где религия - в ее вероучительных или моральных кодах, в литургических или институциональных формах выражения - претендует на тождество с абсолютной истиной, она становится препятствием для само-откровения Бога и камнем преткновения для современного человека, ищущего основополагающую веру, которая предложила бы необходимое для него "мужество быть". К главным работам Тиллиха относятся: Протестантская эра (The Protestant Era, 1948), Систематическая теология (Systematic Theology, v. 1-3, 1951-1963), Мужество быть (The Courage To Be, 1952), Новое бытие (The New Being, 1955), Вечное сейчас (The Eternal Now, 1963).

ЛИТЕРАТУРА

Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995 Тиллих П. Систематическое богословие. СПб, 1998

Полезные сервисы